Коммерческий культ - деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа.
К адептам коммерческих культов можно с уверенностью отнести агентов таких фирм, как "Гербалайф" ("Термоджетикс" и пр.), "Цептер". Без отнесения к культу, можно проследить некоторые признаки и у знаменитых косметических фирм ("Эйвон", "Орифлейм" и пр.)
Характерные признаки коммерческого культа:
- чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть "невидимой";
- отсутствует открытая реклама продукции фирмы;
- сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, в обоих случаях распространение продукта фирмы идет из рук в руки и за наличные;
- жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;
- неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;
- при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;
- применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы "культового менталитета" и формирование в той или иной форме убеждения, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
- имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;
- активный прозелитизм сотрудников фирмы: наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество "обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных;
- обманная вербовка новых сотрудников;
- активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы;
- провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного признания его власти и привилегий;
- сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей;
- фирма стремится работать лишь за границей при наличии в своей стране своего широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы;
- сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они "совершили революционный переворот в технологии";
- продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще не является тем, чем его представляют;
- при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания;
- отрицание продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом "лечения" продуктом фирмы.
По материалам База "Сектовед.ру"