Пасха. Воскресение Христово
Сообщений 1 страница 15 из 15
Поделиться202-04-2010 05:56:06
ИСТОРИЯ ПАСХИ
Древнее время
Традиция праздновать Пасху была усановлена у еврейского народа пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). "Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью" (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.
Раннее христианство
После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, также как установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и воскресением Христа. Таким образом, Пасха становится первым и главным христианским праздником.
Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно — пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье как день радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать (έοσταζωμεν) не со старою закваскою…» (1 Кор.5: 7). Однако, в творениях отцов Церкви нет сведений о праздновании Пасхи христианами из язычников. В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н.э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.
Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, Слове о Пасхе Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящего из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения
В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник т. н. "пасхальный спор" между Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние, названные квадродециманами (от 14 числа месяца), строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии рапространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем этого влияния, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 160 году Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы "иудействующие отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради обычаев нарушать братское единство.
В это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю. Поэтому реформирование еврейской пасхалии не могло не сказаться на христианах Малой Азии, празднующих Пасху строго 14 нисана. В итоге для решения проблемы о составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены Константин Великий созывает в 325 г. собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским.На этом Соборе было запрещено совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями". В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную. Евсевий в "Церковной истории" отмечает, что некоторая часть малоазийских церквей все же не переменила древний обычай. Поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил "иудействовавших" от церкви как еретиков.
Свидетельства IV в. говорится, что крестная и воскреснаяПасха в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование crucificationis предшествовало resurrectionis, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V в. название Пасха стало общепринятым для обозначения самого праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном календаре всё отчетливее, за что получил название "царя дней", "праздников праздника".
Период средних веков и Новое время
Спустя 500 лет, в VIII веке, Рим принимает восточную Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха празднуется по договоренности между Церквями Востока и Запада.
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или совпадает с ней и опережает православную Пасху в зависимости от года.
Современность
В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий четвертый провел т. н. "Всеправославный конгресс" с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможных волнений в народе.
В марте 1924 на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская Церкви. Румынская Церковь приняла "новоюлианский" календарь 1 октября 1924. Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923. И 20 мая 1926 Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый календарь.
На Московском Совещании 1948 было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, что живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская Православная Церковь.
Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники по новому стилю.
В Великобритании Пасхальным Актом 1928 г. установлена фиксированная дата Пасхи: первое воскресение после второй субботы апреля. Однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 г. на саммите в Алеппо, Сирия - Всемирный Совет Церквей, предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля), либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 г., но не была принята всеми членами Совета.
Пасха в Библии
- Пасхой называлась жертва: "в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.. и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня" (Исх.12:2,6,11).
- Пасха (с еврейского языка "проходить мимо" - так как Ангел, истребляющий первенцев, проходит мимо домов израильтян, перекладины дверей которых помазаны кровью закланного агнца.
Как исторически, так и этимологически Пасха связана и с последующим исходом евреев из Египта через Красное море. Так св. Григорий Богослов пишет о фонетическом изменении слова Пасха: "некоторые, приняв слово это за наименование спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день Пасхою. А привычка к измененному слову сделала его употребительнейшим, потому что оно нравилось слуху народа, как выражение более благочестное".
Источники Евангелие
Последние евангельские события происходят в пасхальные дни:
- Великий Четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение, с учетом кумранских находок, говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря.
- Страстная Пятница — по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде, что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху - прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира.
- Великая Суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых.
- Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.
- Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) - Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает "Господь мой и Бог мой!".
- В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пятиста другим людям.
- На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.
- На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.
Последние события легли в основу богослужебного календаря.
Поделиться302-04-2010 06:01:49
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ
Пасха - праздник Светлого Христова воскресения. Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной жизни христианина получила название Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником.
«- Христос воскресе! - Воистину воскресе!» Это приветствие совсем скоро вновь зазвучит на улицах.
Кое-что из истории
Праздник в честь Воскресения Бога появился задолго до христианства. В канун апреля в древнем Египте устраивались торжества в честь Осириса.
Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Израильский народ находился в рабстве в Египте в течение 430 лет по пророчеству, которое получил Авраам - патриарх еврейского народа. Бог, благословляя Авраама, сказал: «Благословляющие тебя будут благословлены, проклинающие - прокляты».
В Древней Греции почитали Деметру – богиню плодородия. Грозный царь Аид украл красавицу тоже вовремя сна. Мать несчастной слезами вымолила у богов разрешение для дочери возвращаться на землю на 9 месяцев.
Пришествие Царь-Девицы
Наши предки тоже отмечали праздник возрождения природы после зимнего сна. В центре событий была Царь-Девица (хотя торжества и не были исключительно дамскими, особым почетом пользовались девушки на выданье). Современные ученые в это красавице, облаченной в красный сарафан и розовую фату, без труда узнают Зорю, одну из ипостасей Весны.
Славяне верили - в конце апреля, начале мая из-за моря появляется молодка – ни в сказке сказать ни пером описать. От одного ее взгляда растения начинают буйно цвести и тянуться к небу, у коров прибавляется молока, а куры начинают нестись. (Между прочим, Царь Девицу иногда представляли в виде Жар-Птицы, несущей золотые яйца.)
В такую красавицу, само собой, горячо влюбляется Солнце. Проходит не один день, прежде чем Светило встречается со своей избранницей. Наконец, их дороги пересекаются. Суженные не слово не говоря касаются друг друга устами.
По другой версии, Зоря погибает в жарких объятиях возлюбленного. А потом возрождается к вечеру из пепла. Так или иначе Царь-Девица остается девственной.
А женщины тем временем копали
Женская часть Пасхи была очень экзотичной. Как и полагается на утренней зорьке все представительницы слабого пола в одних рубашках, с растрепанными волосами собирались в условленном месте, выбирали из себя Зорю. Как правило, это было женщина недавно вышедшая замуж и еще не рожавшая детей.
Женщина раздевалась, подруги украшали ее тело полевыми цветами и травами, окатывали ее из ведер студеной водой и впрягали в плуг. Молодка должна была пропахать борозду вокруг всей деревни.
Смысл этого обычая очень прост. Заря, она же Весна, пробуждала к жизни растения и изгоняла с Земли Смерть. Женщины помогали своей богине известным им способом, то есть перепахивали и орошали почву. Кстати, обычай палить траву тоже пошел с тех времен, только занимались этим мужчины.
Битвы на яйцах
Наконец, усталые, но довольные поселяне возвращались домой. Накрывали на стол кулич, крашенные яйца, вареное мясо, творог, будили детей. Пиршество начиналась со сражения на яйцах. Вспомните, вы наверняка и сами так развлекались когда-то в школьной столовой. У кого скорлупа не треснет, у того и желание исполнится.
После трапезы собирались в место игрищ, прыгали через костер, обливали друг друга водой, водили хороводы, играли в горелки, некоторые отправлялись искать клады.
Но самой увлекательной и полезной игрой считались кегли. Вообще в этот день почитали все круглое. Ведь с точки зрения народа, яйцо (оно же солнце) - маленькая модель мира, в нем таится великая сила жизни, победившей смерть. Кегли же представлялись зимними оковами, о шары как символ весны их разбивали.
В христианские времена все эти обычаи прекрасно сохранились, к ним только и прибавились всенощная служба и крестный ход.
Христианская пасха
Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.
Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви. На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год.
Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной жизни христианина получила название Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником.
Православная пасха
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.
Ритуалы
После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. Об этом говорят последние дни Страстной недели:
Великий Четверг - духовное очищение, принятие таинства;
Страстная Пятница - страдания Иисуса Христа; погребение Его Тела;
Великая Суббота - день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, -
Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.
В Великий Четверг, который в народных традициях называют "чистым", каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять Таинство. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой - купанием в проруби, реке, озере. В этот же день красили яйца к Пасхальному столу.
Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. Славяне считали яйцо символом солнца. В христианстве яйцо приобрело новое значение.
Обычай красить яйца связывают с св. Марией Магдалиной, которая, проповедовав о Воскресении Иисуса Христа перед императором Тиберием подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!". Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым.
Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их.
Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, на Руси было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков.
Поделиться402-04-2010 09:36:42
Хорошая статья!! Я знаю монахинь, которые оставляют каждый год пасхальное яйцо и сьедают его только через год на Пасху, оно как свежее!!! Вот такая традиция! Если человек живет по совести, старается не грешить, то и яйцо остается свежим!
Поделиться502-04-2010 10:12:31
Если человек живет по совести, старается не грешить, то и яйцо остается свежим!
Наверное, как и вода святая - у одних она хранится год, а у других - затухает.
Поделиться602-04-2010 10:19:46
Святая вода у бабушки никогда не тухла, а яйца на иконостасе всегда тухлые были. Так что связи никакой))))
Поделиться702-04-2010 10:34:35
Про яйца, которые год не тухнут - для меня это чудо какое-то! Такое же, как нетленные мощи святых. Поэтому я про воду и написала, что у одних она тухнет, а у других нет.
Мы в детстве собирали разноцветные скорлупки от пасхальных яиц, закапывали в землю - это был "секретик"
Поделиться802-04-2010 10:45:06
это был "секретик"
ААА!! Супер! Мы года 2 назад с сестрой что-то куда-то закопали... и не помним что, но примерно помним куда, но так и не нашли
Поделиться903-04-2010 09:22:58
А для чего закопали? тоже "секретик"?
Поделиться1003-04-2010 11:48:14
Да, тоже секретик))))))
Поделиться1114-04-2010 04:20:39
Испокон веков, еще до принятия христианства на Руси, еще до самого рождения Христа, да и еще намного-намного раньше, наши прадеды встречали Весну крашеными и разрисованными яйцами. Это уже церковь "включила" этот "языческий" праздник в свой календарь, потому что народ ну никак не хотел отказываться от него. В Украине, как нигде более, сохранилась эта традиция до сегодняшнего дня. Существуют ведические знания, по этим законам жили наши предки до насильственного принятия христианства. "Во Вселенной постоянно существует борьба между Добром и Злом. Когда то, вокруг нашей планеты было три спутника - Луны. Леля, Фата и Месяц (Місяць). На Леле обосновались"темные силы", которые хотели поработить нашу планету. Космические силы Добра помогли землянам в этой войне, а спутник Лелю, с темными силами, разрушили. Вот с того времени земляне стали праздновать победу над темными силами как возрождение к жизни, а символ выбрали - яйцо - символ жизни, микро-Земля, яйца стали украшать-расписывать.
В Украине традиционными пасхальными яйцами считаются писанки, крашанки, а также крапанки, дряпанки. Существуют еще керамические, деревянные – как сувениры.
Писанки - писать, расписывали с помощью воска и пищевых красок, создаются узоры на поверхности скорлупы. Крашанки – яйцо полностью окрашивается (луковая шелуха, березовые почки, пищевые краситеои ).
Крапанки – сначала яйцо окрашивается в светлый оттенок(горячим или холодным способом), затем на него с помощью горячей свечи, «накрапываются точки-капельки» с воска. Яйцо помещается опять в краситель, только холодный и затем удаляем воск(нагреванием).
Дряпанки - от слава «дряпать»(царапать). Яйцо сначала полностью окрашивается, а затем, с помощью какого либо острого предмета(толстая игла, шило и дт), на скорлупе аккуратно выцарапываются различные узоры. Виртуозы это делают даже так. Берется сырое яйцо, через маленькое отверстие удаляется содержимое, скорлупа красится или оставляется белой. И после этого, с помощью различных микро инструментов (сверла, рашпиль, напильник, иглы ит.д.) создают сквозные узоры – красота неописуемая.
Существуют традиции дарения пасхальных яиц. Так, детям дарят писанки светлых тонов, с узорами ярких цветов, листьев Молодым парням и девушкам – с солярными знаками, горячих оттенков. Очень пожилым людям – с черными красками и поясами («небесными мостами»). А всем остальным – с кривульками, меандрами (означает нить жизни, вечность солнечного движения); с сорока клиньями – сорок точек жизни, успех в хозяйстве, благополучие и честность человека; паучок , круторог, мельнички, розетки, паутинка – самые древние солярные знаки; ветки ,растения, цветы – вечная юность, здоровье, жизнь; пшеничные колоски – символ урожая; олень – символ жизни и Солнца; рыба – давний символ жизни, здоровья плодородия, размножения. И еще очень и очень много различных символов и знаков.
Еще из старых традиций. Цветы – считалось, что в цветок спрятана душа человека и ребенок рождается из цветка. Поэтому, по древнему обычаю, женщина, которая хотела иметь детей, но не имела их, должна была обязательно расписывать писанки цветами и дарить их детям. И тогда Бог пошлет ей ребенка.
Поделиться1214-04-2010 14:58:37
Эта статья сплошное язычечство, а тема была Пасха Христова. Православие и язычество - два разных полюса
Вода святая правда не портится, сколько бы она не стояла!
Мама в том году яйцо оставило над иконой, мы достали - оно не тухлое было, но как будто его испекли...
Поделиться1315-04-2010 04:51:17
статья сплошное язычечство
это наша история - корни и традиции, которые мы все до сих пор неосознанно соблюдаем, как бы это сейчас не называлось.
Храм, торжественный и строгий,
Ввысь вознесся до небес.
И несется над дорогой
Глас ликующих: Воскрес!!
Нам об этом возвестили
Птицы в синей вышине.
Наяву то счастье или
Вижу это, как во сне??
Поздравляю с Пасхой Светлой,
Что чудесней всех чудес.
Будет каждый день прекрасным,
Ведь Воистину Воскрес!!
Поделиться1423-04-2011 15:16:02
неее статья не язычество,на историю с давних давних времен смахивает,
с годами переделаную!!ну или совсем выдуманную.
Поделиться1523-04-2011 16:49:45
с годами переделаную!!ну или совсем выдуманную
можно покопаться и почитать исторические книги на эту тему (для любителей таких тонкостей). Мне лично всегда интересно, откуда исходят корнями различные обряды, к которым мы так привыкли.