Женский форум для мам, будущих и состоявшихся

Объявление

Форум mami and mini приветствует Вас! Приятного общения!
marqueediv id=

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Что общего у всех религий

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Андрей Лапин источник

Ограниченному уму при поверхностном взгляде кажется, что религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом. Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе. Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни.

Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как "устроена" каждая из них. Любая религия имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении - это представления о сверхъестественном, нематериальном мире.

Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося своё поведение с определёнными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.

Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.

Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - всё это укрепляло веру и помогало поклонению.

Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы.

Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое - внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ. Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвящённых - внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. "eso'terikos" - "внутренний", "скрытый"), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.

Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. "mystikos" - "таинственный"). Мистика - это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.

( N. B.: Разногласия, приводящие в итоге к конфликтам с убийствами, возникают между верующими, т. к. они спорят о своих различных верах (т. е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой единой Истине. Спорить о ней невозможно, её можно переживать.)

Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме (дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме ("внутренняя" алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии - исихазм; в католичестве - последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.

Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. А вот большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, совершенно не понимая её и поэтому считая вредной ересью. Они правы: ведь их заботят не поиски совершенства, а "защита веры". Такие "религиозные деятели" превращают свои религии в социальные организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся на мёртвых догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей, первоначальные идеи почти всегда быстро умервщлялись их последователями, начисто лишёнными харизмы и потому озабоченными распространением "истинной веры" и созданием соответствующих социальных институтов. Поэтому ни один яркий мастер не умещался в рамках существовавших в его время традиций (т. к. они были уже мертвы), а создавал новую, в свою очередь благополучно умертвлённую его "последователями".

Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с чёрной магией, однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне "белого" и "чёрного" начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям "светлых" сил). Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "mesos" - "средний"), т. е. срединным учением между обычными знаниями - экзотерикой (от греч. "exo'terikos" - "внешний") и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так возникла мезотерика. Домашнее задание: назвать школы и наиболее видных представителей мезотерики (пользоваться признаками, которые изложены в первых трёх предложениях данного абзаца).

Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии (в идеальной "здоровой" религии) дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний.

Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а её внутреннюю (эзотерическую) часть - с душой. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвящённых.

0

2

У меня одна из первых курсовых на этой гипотезе основана была :)

0

3

Алита написал(а):

У меня одна из первых курсовых на этой гипотезе основана была

Может ты сюда какой-нибудь интересный отрывок из своей работы добавишь?

0

4

Sofia
Из этой работы интересного мало, там в основном общие положения итд.. Я потом раскрывала в следущих курсовых и в дипломе о том, как можно свою религию создать, то бишь как, опираясь на уже готовые конструкты, можно придумать совершенно другой :) В пример ставила религию Джедай (из "Звездных войн" Лукаса). У этой саги много поклонников, много фанатов, которые в качестве религии выбрали для себя философские учения рыцарей-джедай. И это все настолько далеко зашло, что в Австралии, Новой Зеландии и Англии религию Джедай внесли в список официальных верований, под кодовым номером 098. Сразу после атеизма :D

У меня за время учебы и всех мыслительных процессов относительно религий сложилось к ним отношение такое... хм... ну, не то, что равнодушное, скорее даже скептическое и с издевкой. Поэтому, я в этом разделе стараюсь не писать, а то, зная мой характер, я могу какими-либо высказываниями верующих зацепить. А я их уважаю (в том числе, и как объект исследования:)))))
Это что касается "официальных" религий... А уж про мистику, эзотерику и паранормальность вообще промолчу :)

Но с радостью могу поддержать беседу относительно конструкционистского подхода при создании религий и проч..проч..проч)))))

0

5

О ГЛУПОСТИ И БЕСПОЛЕЗНОСТИ СПОРОВ

Говорят, что в споре рождается истина. Но давайте посмотрим на примере, так ли это на самом деле.
Два человека спорят о том, какая система питания лучше. Один утверждает, что правильно питаться раздельно, другой отстаивает вегетарианство. И что интересно, каждый приводит неоспоримые исторические и научные доказательства. Так кто же прав?
Если вы посмотрите на эту ситуацию с точки зрения новой модели мышления, то быстро поймете, что, с одной стороны, лгут оба, а с другой - оба правы. Возможно ли такое? Возможно.
Дело в том, что для вегетарианца мясо - это трупы убиенных животных, а для мясоеда - это ароматный и полезный для кроветворения бифштекс. Кто о чем думает, то и получает. Вегетарианец не ест мяса, но в его сознании есть образ - труп убитого животного. И ему это противно. Он осуждает того, кто это ест. Но "...не судите, и несудимы будете...". Что отрицаете, то и получаете.
Вегетарианцы менее подвержены определенным заболеваниям, в отличие от тех, кто употребляет мясо. И в некоторых регионах действительно целесообразнее вегетарианство, но в других - другой способ питания.
Попробуйте чукчу перевести на одни травы, мхи и лишайники. Что с ним будет?
Весь вопрос не в том, ЧТО есть, а в том, КАК есть, то есть с какими мыслями и чувствами. При выборе пищи прислушивайтесь к своим ощущениям и желаниям. И по мере того, как ваше мировоззрение будет меняться, а помыслы станут чище, и характер питания станет соответствующим. Каким? Подумайте сами.

Еще один типичный пример абсурдного и неразрешимого спора. Чья религия правильная и чей Бог истинный? Это мне сразу напоминает известную притчу про трех слепых, которые хотели узнать, что же такое слон? Один потрогал хобот и сказал, что это нечто толстое и извивающееся, как змея. Другой потрогал ноги и решил, что это большие столбы, а третий взялся за хвост, как раз в тот момент, когда слон решил выпустить газы.
"Слон тонкий, как веревка, - решил он. - Громкий, как гром. И очень вонючий".
Но на этом притча не кончается. В дальнейшем появилась секта хоббистов, столбистов и хвостатых. И каждый считал себя правым. Они, кажется, до сих пор спорят между собой.

Мы не можем видеть Бога, но можем жить и иметь дело с его проявлениями в этом мире. Так стоит ли говорить, а тем более спорить о Боге? Не забудем ли мы за разговорами о самом главном - о жизни? Клетка не может видеть весь организм, но в ней есть знание обо всем организме как целом, иначе она не смогла бы выполнять свои функции.

Вопросы истины или лжи в последнее время меня вообще не волнуют. Споры об истине - это пустая трата времени и энергии. Все есть ложь, но в какой-то момент времени эта ложь для кого-то становится истиной, а точнее, ступенькой на пути к истине, потому что помогает жить в этом мире.

Чье мировоззрение более правильное: мое или ваше? Ответ - ни то ни другое. Просто ваше мировоззрение помогает вам достигать одних результатов, а мое - других. И то и другое может быть полезно в той или иной ситуации. Нет правильных или неправильных точек зрения. Есть полезные! Именно поэтому я прислушиваюсь к любому мнению и беру из любой модели для себя все самое ценное. Все то, что будет помогать мне жить и радоваться жизни.

отрывок из книги В. Синельникова "Прививка от стресса"

0

6

Практически у всех религий общие заповеди, много общего в учениях. Да и если брать христианство и ислам(кроме шариата), то очень много похожего в притчах.

0