Женский форум для мам, будущих и состоявшихся

Объявление

Форум mami and mini приветствует Вас! Приятного общения!
marqueediv id=

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Женский форум для мам, будущих и состоявшихся » Детская психология » Кризисы детского возраста. Как пережить?


Кризисы детского возраста. Как пережить?

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста: кризис 1 года, 3 лет, 7 лет. В определенный момент ваше чадо вдруг становится неуправляемым и неподвластным никакому контролю ни со стороны родителей, ни со стороны каких-либо других людей. "Что же произошло?" – задаетесь вы вопросом после очередной истерики или ссоры с любимым ребенком. Похоже, он добрался до кризиса. Ну, как говорят психологи, ничего страшного в этом нет, просто ваше дитя начинает путь самостоятельности и независимости.
Кризис первого года.связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Еще вчера он был полностью в нашей власти, однако к году он осваивает двигательные навыки (начинает ходить, может дотянуться, дойти до множества недоступных ранее мест и предметов). Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания. Думаю, что ни один родитель и не захочет тормозить развитие своего малыша. И что же встречают на своем пути юные исследователи окружающего мира? Жесточайшую систему ограничений и запретов, непонимание его потребностей со стороны взрослых. Протест против этой системы может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Задачи взрослых в этот период:
- не допускать излишнего давления на ребенка. Вместе с тем маленькому ребенку нужны абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
- взрослый должен перестроить свои отношения с малышом - делать не для него, не за него, а вместе с ним. Взрослые создают для ребенка особый мир специально приспособленных предметов (пирамидки, матрешки, песочницы), с которыми можно действовать. Ему показывают, как надо одеваться, как есть ложкой... Это и означает, что малыш вступает в новый этап развития - переходит к предметной деятельности.
Кризис трех лет.Относится к числу самых острых. Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления. Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. А с ними непросто разобраться. Почему только что мама смеялась над моей смешно состроенной рожицей, но в пятый раз то же действие вызвало не улыбку, а раздражение? Почему в песочнице один ребенок дал мне лопатку, а другой не дал, а третий еще и отобрал мою? Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Кризис 3 лет может быть "развернутым" и протяженным и проявляться в следующих признаках:
• Негативизм - на призыв какого-то взрослого что-либо сделать, ребенок не будет этого делать не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно этот взрослый его просит об этом. То есть, поведение ребенка определяется отношением к этому взрослому. И стоит кому-нибудь другому попросить ребенка сделать то же самое, как он запросто может это сделать. Для ребенка становится важна его успешность в играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие, с  взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
• Упрямство - ребенок будет стоять на своем, даже если, то о чем он нас просит, ему давно расхотелось. Если упрямец сам чего-то очень хочет, и он об этом заявил, то он будет добиваться своего, требуя, чтобы с его мнением считались.
• Строптивость - направлена против действующих в семье правил и норм воспитания, т.е. против системы в целом. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
• Деспотизм может появиться в семье с единственным ребенком, который достаточно жестко проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет и т.д.
Т.е.  кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: "Не смей мыть руки!". И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, протекать тяжело и сопровождаться агрессивным поведением, беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием.
Задачи родителей:
- постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
- при вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Ване. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание.
- для благополучного развития разговаривайте с ребенком, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Учите малыша анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, и регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что он чувствовал в тот или иной момент.
Кризис семи лет. Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов этот наиболее спокойный. Происходит на границе дошколь ного и младшего школьного возраста. Происходит смена ведущей деятельности. Если до семи лет ведущей деятельностью ребёнка являлась игра. Далее - становится учение. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он теперь имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет родителей постепенно утрачивается, всё большее значение для ребёнка начинает приобретать педагог и сверстники, возрастает роль детского общества. Поэтому в кризисный период школьники могут проявлять ряд особенностей, не характерных для них в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний ребёнка часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Дети бывают неловкими, их двигательные навыки на время ухудшаются, они роняют вещи, задевают предметы и т.д. Внимание на этом этапе отличается узостью и неустойчивостью. Появляются нехарактерные для ребенка манерничанье и кривляние.
Задачи взрослых:
- активно поощряйте и поддерживайте стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в жизни, приветствуйте самостоятельность детей - это способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

- будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Учите ребенка управлять эмоциями на примере своего поведения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
- Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок,стихов, беседы).Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции.
Кризис подросткового возраста.Подростковый возраст — возраст изменений. Его начало обозначено биологическими трансформациями, а завершение — общественной адаптацией. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. ќто некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. "он уже не ребенок".
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. ч то возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. "я ребенок и хочу оставаться им".
Задачи родителей:
- помогите ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз.

- проблемы ребенка не должны решаться «улицей» или подавляться в зародыше. Они должны решаться с участием родителей. Главной предпосылкой формирования полноценной личности является осознание родителями подростка своей миссии по обеспечению ребенку необходимой психологической поддержки на этапе его самоутверждения.
- ОСОЗНАЙТЕ то, что  ребенок, еще недавно совершенно беспомощный, начинает превращаться в полноценную личность, с собственным видением мира и собственным «Я».

0

2

Предлагаю обсудить эти нелегкие периоды в жизни родителей и ребенка. Мой сын сейчас на пике кризиса первого года. Какие у нас симптомы: вспышки гнева и истерика на каждый запрет (даже кидаемся на пол и бьемся головой, если не помогает, начинает бросаться вещами и драться). Я свела к минимуму все запреты. Остались только жизненно важные табу (нельзя крутить ручки на газовой плите и т.п.). При истерике часто помогает отвлечь на книгу, или просто не обращая внимания, позвать ребенка в другую комнату за чем-нибудь интересным. Постоянно играю с ним, потому как энергия накапливается при безделии и сын не может по-другому выплеснуть ее, кроме как в агрессию. Вовлекла его во все домашние дела, он подметает, моет шваброй полы, загружает/разгружает вещи в стиральную машинку, пылесосит (это его любимое занятие))), вытирает пыль... Но все же чувствуется, что это кризис, и иногда у меня бывают срывы, но редко))
Как вы справляетесь с симптомами ккризиса?

0

3

У нас только начинается всё !!!! на все мои нельзя, он либо смотрит улыбается и продолжает делать своё, либо орёт дуром и начинает биться в истерике, надо больше уделять ему времени, сама это понимаю, но и не хочется, чтоб он становился совсем "ручным" ребёнком!!!!!

0

4

Зузуля написал(а):

но и не хочется, чтоб он становился совсем "ручным" ребёнком!!!!!

Иннуль, а он и не станет, он должен быть ручным в силу своего возраста. Но ведь можно уделить время, не сажая на ручки, просто, чтобы малыш чувствовал мамино присутствие и участие. У нас очень много дел и забот, иногда голова кругом идет, это точно. Я уже привыкла нести всякую чушь сыну, занимаясь своими делами.И мама все успевает, и сын доволен)) Для моего главное - не молчать

+1

5

Да Иришь, а я с этим инетом, совсем про сына забываю, это печально, надо исправляться!!!!!! пошла уборку с ним наводить!!!! он помощник что надо http://doodoo.ru/smiles/wo/s17.gif

0

6

Зузуля написал(а):

он помощник что надо

В точку)))))
Пойду своему пылесос вытащу, пусть занимается))))

0

7

Сижу читаю про кризис 3х лет и.... Притащила доча кучу книжек"это папе, это маме". Я прошу её отнести их обратно на место. НЕТ! Тогда я попробовала иначе, говорю: "Это же теперь мои книжки?" - "Да." - "Ну тогда я хочу, чтоб книжки лежали там, где их место. Отнеси их пожалуйста." И вроде был порыв это сделать, но тут же секундо всё изменилось (мысль в голове блескнула). И нет, и всё тут.
И тут читаю дальше предложение: "не потому, что не хочет, а потому что попросили".
Интересно всё же.

Но если честно, мне кажется, что подростковый всё же самый трудный.

+1

8

TatiK написал(а):

Но если честно, мне кажется, что подростковый всё же самый трудный.

вот это точно...сейчас книжки не убрала,ну можно найти предлог,подход,как то в игровой форме ,ну сделать это.А вот потом не игровой тебе формы не уговоры не срабатывают.Ну не хочет сейчас убирать и ты хоть тресни,еще и рычать в ответ начинает,заводится с пол оборота.

0


Вы здесь » Женский форум для мам, будущих и состоявшихся » Детская психология » Кризисы детского возраста. Как пережить?