Женский форум для мам, будущих и состоявшихся

Объявление

Форум mami and mini приветствует Вас! Приятного общения!
marqueediv id=

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Стили воспитания в семье

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

1. Сочувствующий стиль воспитания
Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

Сочувствующий стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Интровертированный тип личности ребенка

Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, скромный, уравновешенный, спокойный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.

2. Попустительский стиль воспитания
Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

Попустительский стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Конформный тип личности ребенка

Нечестен, хитер, хвастлив, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, клевете, склонность к сплетням, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

3. Состязательный стиль воспитания.
Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

Состязательный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Доминирующий тип личности ребенка

Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.

4. Рассудительный стиль воспитания.
Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

Рассудительный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Сензитивный тип личности ребенка

Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значения по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие значения по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

5. Предупредительный стиль воспитания.
Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

Предупредительный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Инфантильный тип личности ребенка

Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

6. Контролирующий стиль воспитания.
Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.

Контролирующий стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:

Тревожный тип личности ребенка

Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

7. Гармоничный стиль воспитания является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

Автор: Никитина Марина Дмитриевна, психолог, семейный консультант, психотерапевт, психоаналитик, детский психолог источник

0

2

Тест "Ваш стиль воспитания"
Опубликовано МамаПоли в Вс, 15/08/2010 - 11:45

По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто реально воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче - как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1) Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
Б. Преимущественно воспитанием.
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2) Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3)Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5) Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
В. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7) Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

8) Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10) Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
Б. Безусловно.
А. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Свернутый текст

А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Отредактировано TatiK (30-10-2010 22:05:59)

+1

3

А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

0

4

Тоже "А"

0