РОДИТЬ И УСЫНОВИТЬ ОДНОВРЕМЕННО
Рудов А., Салманова А.
Беременных женщин нередко посещают подобные мысли. Часто это происходит, когда, оказавшись на сохранении в больнице, будущие мамы сталкиваются с брошенными в той же больнице детьми и, недоумевая, как ребенок – такая кроха – может оказаться совсем ненужным, испытывают острую жалость, желание помочь. Если в семье уже обсуждалось, что хорошо бы иметь больше одного ребенка, а может быть, мечталось о двойняшках, то тогда кажется вполне вероятным воспользоваться случаем воплотить свои мечты в реальность и одновременно помочь ребенку.
Эта возможность неоднократно обсуждалась на конференции «Приемный ребенок» и встречах усыновителей, мы знаем людей и ситуации, когда ее удалось реализовать и какие при этом возникают специфические проблемы и ситуации.
Итак, как и большинство жизненных ситуаций, такой выбор имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы реальные и мнимые
- В семье сразу появляется два ребенка, можно оформить их как двойняшек, и у посторонних не возникнет вопросов. Проще сохранить тайну усыновления.
- Пол второго ребенка (приемного) можно выбрать.
- Режим кормления и уход при таком решении может быть близким и оттого удобным, позже будет удобно отдавать детей на занятия, в сад и школу.
- Женщина может сократить время своей нетрудоспособности, что удобнее для работы и карьеры.
- За время декретного отпуска появляется возможность успеть наладить контакт со вторым ребенком: пока мама не работает, она может ходить по учреждениям искать ребенка и налаживать с ним контакт.
- Появляется возможность выкормить грудным молоком приемного ребенка и сделать его здоровее.
Минусы
- Во время беременности маме придется лично заниматься оформлением бумаг на усыновление, а это достаточно хлопотная и нервная процедура.
- Большой риск, что ко времени родов вы не сможете найти подходящего ребенка и придется брать первого предложенного.
- Еще больший риск - вы не знаете, как пройдут роды и каким родится кровный ребенок, сколько сил потребует ваше восстановление и уход за ребенком.
- После родов часто возникает послеродовая депрессия, после усыновления тоже случается постусыновительная депрессия, такая нагрузка на психику опасна и для матери, и для всей семьи.
- У приемного ребенка, возможно, будет другой режим, потребности в еде, сне и уходе в силу сильно отличающейся биологии, протекания вынашивания и родов, а также иной послеродовой обстановки. При простудном заболевании одного из них высока вероятность заболевания второго.
- Приемный ребенок сразу потребует повышенного внимания, скорее всего он будет ослабленный и болезненный.
Начнем с формальной стороны, с оформления документов. Чтобы успеть к родам и не сильно выбиться из графика при накладках, придется начать заниматься сбором документов и прохождением медицинского освидетельствования (в дополнение к постоянным плановым посещениям врача во время беременности) так, чтобы успеть и документы собрать, и ребенка найти, и в суд подать, дождаться суда и попасть на суд[1], а не вместо него на сохранение или в роддом. Это крайне сложно отрегулировать, и возникает больший риск для обоих детей - ведь вы не знаете, как пройдут роды и насколько здоровым будет кровный ребенок, сколько сил потребует ваше восстановление и уход за ребенком, перенесшим осложненные роды.
Если планировать усыновление сразу ПОСЛЕ родов, то нужно иметь гарантию, что вы придете в себя и будете готовы к судебным действиям достаточно быстро, да и кто будет заниматься кровным ребенком во время ваших походов в суд?
Провести все процедуры до родов еще сложнее. Заблаговременно подготовиться не удастся – срок действия медзаключения на усыновителя[2] три месяца с момента выдачи. А еще и после получения разрешительных документов нужно будет бегать по учреждениям, знакомиться с детьми, изучать их дела, подавать документы в суд и, конечно, выдержать сам суд.
Процедура получения справок и медзаключения сама по себе малоприятна - приходится записываться в очереди, стоять в них, объясняться с чиновниками и врачами, волноваться и нервничать - все это порой выводит из себя даже очень сдержанных людей, а посещение поликлиник и диспансеров обеспечивает контакты с нездоровыми людьми, приходящими туда для лечения. Особая песня - это само судебное заседание. На нем волнуются даже бывалые юристы не говоря уже об усыновителях, для большинства которых это первое судебное дело в жизни. Сама атмосфера суда гарантирует если не стресс, то очень большую психологическую нагрузку, что может просто привести к преждевременным родам. Не говоря уже о том, что вся эта беготня нарушит рекомендованный режим дня и питания, будущая мать подвергается стрессам и риску подцепить какое-либо заболевание. Пострадает не только мама, но и ее будущий кровный ребенок.
Спору нет, при усыновлении можно выбрать пол ребенка, и появившийся во время периода родов второй ребенок на некоторое время снимает вопрос, как объяснить окружающим, откуда он взялся. Но и тут есть серьезные тонкости. Усыновить новорожденного ребенка трудно. Не столько потому, что их мало, но и потому, что на очень маленьких детей часто не оформлены все документы, и их нельзя усыновить. Их можно взять под опеку, но тогда в свидетельстве о рождении будут стоять ФИО кровных родителей и реальная дата рождения. И если вы не живете в районе роддома, куда свозят всех отказниц[3] города, то ваши шансы найти ребенка к сроку родов стремительно сокращаются, ведь еще есть и пары, которые имитируют беременность и могли оказаться в очереди раньше вас. А еще есть специфическая для России сложность – новорожденные девочки, по устоявшейся традиции, более востребованы, чем мальчики, и найти девочку для удочерения будет в несколько раз сложней. К тому же если вы планируете уделять время и силы кровному ребенку примерно на равных, придется искать более или менее здорового приемного, что еще больше ограничивает возможности подбора ребенка.
Но и это по части поиска ребенка не все. Самое сложное и неприятное во всей этой задаче - то, что при ограниченных физических возможностях, времени и выборе в плане возраста усыновляемого ребенка, скорей всего, вы будете поставлены в ситуацию, когда вам ПРИДЕТСЯ либо брать первого попавшегося ребенка, которого успеете найти, либо вообще отказаться от этой идеи в последний момент, что тоже травматично для психики.
То есть придется брать не того, кто понравится, а кто подойдет по срокам родов и окажется юридически свободен для усыновления. Однако усыновление - не роды, в приемном ребенке биологически все же нет ничего от приемных родителей, нет никакой гарантии возникновения любви и привязанности к ребенку. Вы же не выходите замуж за кого попало в надежде, что стерпится - слюбится, точно так же и тут. Возникает огромный риск, что это может оказаться ребенок, полюбить которого вы не сможете... Хотя ребенок и маленький, но он будет пахнуть иначе, чем кровный, его истинный темперамент может проявиться только дома, потребности и поведение первое время будет сложно понимать, это очень быстро способно вызвать раздражение и отторжение. Сохранять семью на одном только долге, терпении и жалости к сироте невозможно. Да и ребенок очень хорошо отличает оттенки отношения к себе родителей, и одной благодарности, что его спасли от сиротства, будет недостаточно для счастья.
Так что идея поиска ребенка и, тем более, выбора пола становится крайне трудной задачей. Мы неоднократно были свидетелями истерик усыновительниц, которые небыли реально беременны, а всего лишь имитировали беременность, но к «сроку родов» не могли найти походящего ребенка или вообще ребенка в своем городе в таком возрасте пока его ещё можно выдать за новорожденного.
Относительно тайны усыновления тоже не все однозначно. Принять детей за двойняшек может только человек, мало понимающий в детях, совсем сторонний. Патронажная сестра из поликлиники, массажистка, педиатр, и, скорее всего, родители усыновителей быстро разберутся что к чему и, уж тем более, это будет им намного проще сделать когда перед глазами кровный ребенок и можно их немедленно сравнить. Ну в самом деле, не будете же вы их прятать одного из них и вызывать разных врачей.
Даже при возможности выбрать внешне похожего на усыновителей ребенка он неминуемо будет отличаться и от кровного ребенка и от усыновителей хотя бы голосом и запахом и хотя кажется, что уж это то мелочь, однако, реально, большинство людей на эту мелочь обращают внимание. И такое отличие будет тем более удивлять родственников, когда один ребенок, по этим мало-уловимым свойствам будет походить на вас, а другой резко отличаться. В последующем внешность может существенно изменяться, да и неясно, каким внешне родится кровный ребенок – вполне возможно, он больше будет похож на вашу бабушку со стороны отца, а ребенка подбирали похожего на мужа. Двойняшки хотя и отличаются, но все-таки не настолько, насколько могут отличаться приемный и кровный ребенок, и усыновители, вместо того чтобы избежать лишних вопросов, постоянно вынуждены будут объясняться, почему дети такие разные.
Учтите, что свидетельство о рождении на усыновленного ребенка будет иметь штамп «ПОВТОРНОЕ», выданное в разное время и разных Загсах. При оформлении документов в поликлинике, молочной кухне, при прописке придется объясняться, почему свидетельства о рождении одновременно родившихся детей разные.
Возможность грудного вскармливания, конечно, интересный вариант и полезный для ребенка, однако молоко при правильном уходе у матери будет не один месяц, и усыновление вполне можно отсрочить, главное, чтобы сама мама смогла вынести столь длительный период кормления. Кстати, еще не факт, что молоко будет, и его будет хватать на двоих детей в достаточном количестве. Ребенку с другой биологией молоко усыновительницы не обязательно является наилучшим выбором питания, с тем же успехом можно брать грудное молоко у другой матери или найти ребенку кормилицу.
Следующая сложность осознается уже только дома. Послеродовая депрессия у мамы – вещь достаточно частая, но еще случается и постусыновительская депрессия! Если послеродовая депрессия больше связана с обратной перестройкой организма, последствием физического истощения и затем уже тревожностью за свою успешность в родительской роли, то постусыновительская имеет преимущественно эмоциональные причины. Она вызвана, прежде всего, спадом эмоционального напряжения, эффектом «достигнутой цели», к нему присоединяется ощущение беспокойства и тревожность за свою успешность в роли родителя-усыновителя. А теперь представьте, в каком моральном и физическом состоянии придется одновременно начать ухаживать за разными детьми.
Тихое поведение ребенка[4] в учреждении и первые недели дома совершенно ничего не говорят о его характере - это результат специфической госпитальной депривации[5], но через пару недель ребенок ощутит изменение отношения к себе, и тогда его поведение может измениться кардинально. Он начнет быстро наверстывать упущенное, потребует дать ему недополученное внимание, и его активность возрастет в несколько раз! А значит, у него возникнет повышенная требовательность – ребенок будет хотеть видеть и общаться с вами постоянно. Это еще ничего, когда ребенок один, но когда их двое и разных… Вполне вероятно, что они предпочтут разную еду; усвояемость и потребность в регулярности кормления могут существенно отличаться, и, чтобы накормить детей, маме, возможно, придется просто поселиться на кухне. А если к этому еще и прибавятся проблемы со сном? Конечно, если у родителей будет возможность положить детей спать в разные комнаты, проблема частично снимается, но все равно придется довольно сложно (в первое время особенно) приноровиться к процессам сна сразу двух малюток. Ведь они вполне могут спать и по очереди, и вам от этого вряд ли будет легче. Измотанность и недосыпание – самый, наверное, короткий путь от любви до ненависти.
Много сил может уйти на элементарные вещи, которые придется выполнять после усыновления – оформить все документы на ребенка, провести дополнительное медицинское обследование. А что делать, если выяснится, что ребенка нужно лечить? А если ко всему еще добавится не совсем простая адаптация приемного малыша? Поверьте, до момента, когда с вами рядом на прогулке будут топать ножками два чудесных малыша, надо пережить еще очень много бессонных ночей, стирок-глажек-готовок, недовольства собой и детьми, ворчание мужа о заброшенности, невозможности поболтать с подругой, просто выйти на часок из дома и, в конце концов, обычной усталости.
И, разумеется, не дай Бог, если подобное решение придет в голову не в самый благополучный период семейной жизни. Один ребенок тоже может развалить семью, если в ней есть трещинки, но двое развалят почти однозначно, ведь на папу совсем не останется времени.
Резюме
Любое действие, а тем более такое ответственное, как усыновление, должно быть разумным, тщательно взвешенным и превосходно подготовленным, а не только продиктовано сердцем. Желание воплотить мечту – разом расширить семью и помочь осиротевшему ребенку при рождении кровного связано с крайним риском для обоих детей и семьи в целом. Идти на усыновление по случаю, ради идеи или из угрызений совести недальновидно, тем более, что все равно в такой ситуации без серьезного ущерба для семьи возможно помочь только относительно здоровому новорожденному, а такой, скорее всего, и так не останется без семьи – его с радостью ждут бездетные пары.
Нам представляется, что те, кто готов усыновить и уже ждет ребенка, могли бы со временем больше помочь покинутым детям – усыновить ребенка постарше. Для этого требуется только немного выждать, поднять кровного ребенка, набраться опыта и сил. К сожалению, через три, пять и более лет мы не решим проблему брошенных детей – остается еще так много маленьких сердечек, которым нужна семья и любовь.
_____________________________
[1] Присутствие усыновителя на суде обязательно вне зависимости от наличия представителей и адвокатов. А в случае усыновления супругами - обоих супругов.
[2] Самого сложного и длительного в получении документа - 8 врачей, из них 4 диспансера. Единых медкомиссий для усыновителей не существует, проходить каждого врача придется отдельно и самостоятельно.
[3] В Москве, С-Петербурге определены родильные отделения куда привозят рожениц не имеющих регистрации или определенного места жительства, в основном это женщины торгующие на рынках.
[4] Обычно ребенок, приноровившись к режиму учреждения, почти всю ночь спит и ест по расписанию.
[5] Игнорирование потребностей персонифицированного общения ребенка в медицинском учреждении.